Расхожая шутка профессионалов ритейла о том, что «у розничного магазина три главных фактора успеха – место, место и место» - вовсе не шутка, хотя и правды в ней (тут я согласна с известной пословицей) только доля.
Место, то есть, место расположения розничного магазина – скорее отправная, стартовая точка, которая определяет (расширяет или наоборот, ограничивает) дальнейшие возможности конкретной торговой точки.
Основной момент при выборе будущего места, где будет находиться Ваш розничный магазин – это трафик (от англ. слова «traffic» - «поток», «движение») , то есть количество людей, проходящих мимо Вашего будущего магазина или могущих проходить при определенных условиях. Для того, чтобы розничная точка имела шанс, при прочих условиях, быть коммерчески успешной, она должна стать «ловушкой для трафика». Для этого нужно, чтобы сам трафик, его плотность, была максимальной. Чтобы это обеспечить, необходимо при выборе места расположения помещения розничной точки соблюсти 4 основных правила , а именно, торговая точка должна:
- размещаться как можно ближе от уже существующих зон постоянной массовой концентрации потенциальных покупателей; обычно выделяют 2 вида таких зон – торгово-развлекательные центры/рынки и жилые массивы;
- находиться непосредственно на пути пешеходного потока, а в идеале – на пересечении нескольких (хотя бы двух) интенсивных пешеходных потоков;
- близко соседствовать (не дальше 15-20 метров) хотя бы с одной, а в идеале – с несколькими остановками общественного транспорта;
- быть максимально свободной от факторов снижения/отвлечения трафика, таких как:
-
- конкурирующие магазины с аналогичным товаром 1
- этажность расположения, отличная от первого этажа (например, расположение магазина на 2-м этаже здания снижает трафик на 50%, в подвальном помещении или подземном этаже – не менее, чем на 15-20%)
- дороги, отсекающие место нахождения торговой точки от части трафика.
Кроме того, можно выделить дополнительные факторы притяжения трафика покупателей. Их можно разделить по отношению к торговой точке на:
- внешние – так называемое «дружественное (или «специально подобранное») соседство» – торговые точки, торгующие дополняющими Ваш ассортимент товарами (например, мебельный магазин и магазин интерьерных товаров, магазин мобильных телефонов и компьютерный магазин, продуктовый магазин и магазин хозтоваров, магазин одежды и химчистка и т.д.).
- внутренние – это различные дополнительные услуги, которые покупатель может попутно получить в Вашем магазине – пункты приема коммунальных платежей, банкоматы, терминалы оплаты мобильной связи, мгновенные переводы денежных средств и т.п.
* 1. Соседство торговой точки с конкурирующими магазинами, торгующими аналогичным товаром – тема неоднозначная: с одной стороны, такое соседство «отъедает» часть объема продаж, с другой – притягивает дополнительный трафик покупателей за счет фактора плотности расположения магазинов одного вида и расширения, таким образом, возможности выбора для покупателя, что увеличивает общий поток потенциальных покупателей. Влияние подобного расположения торговой точки на ее объем продаж необходимо учитывать в зависимости от вида товара, который в ней представлен.