метрика
Бизнес-тренер Анна Бочарова

«Откат» - аудит: Роскошь осознанного доверия

Откат» — аудит: роскошь осознанного доверия Говорят, что когда великого русского писателя Салтыкова-Щедрина попросили охарактеризовать ситуацию в современной для него России одним слово, он произнес свое знаменитое: «Воруют…».

В целом в большинстве секторов экономики России, современной нам, корпоративное воровство в различных формах распространено не менее широко, а в некоторых случаях оно даже играет системообразующую, замещающую отсутствующие нормальные рыночные механизмы, роль. Размышлять и философствовать на эту тему после великого классика было бы, с моей стороны, пожалуй, чересчур самонадеянно, поэтому я ограничусь в данной статье лишь перечислением наиболее популярных форм и способов такого вида корпоративного воровства, как «откат».

«Откат» или попросту взятка – явление вполне себе древнее. С этой позиции, проявление взяточничества в современной экономической действительности мало отличается от подобных явлений в достославные времена Салтыкова-Щедрина. Основа та же: взяточничество или, говоря официальным языком закона, коммерческий подкуп(статья 204 УК РФ) проявляется там, где чье-то единоличное, слабо- или совсем никем неконтролируемое решение определяет движение значительных товарно-финансовых потоков. Особенно, если легальный доход лица, принимающего решение об указанном движении товарно-финансовых потоков, относительно мал по сравнению с объемом средств в его распоряжении.

Кстати, вышесказанное является одним из признаков или индикаторов возможного присутствия коррупционного фактора в функционировании того или иного конкретного бизнеса: наличие сотрудников, распоряжающихся объемами товарно-материальных ценностей, в десятки, сотни и даже тысячи раз превышающих их легальный личный доход. Причем, часто не так уж и важно, насколько серьезную должность занимают подобные сотрудники в корпоративной иерархии.

Например, у одного из моих клиентов, владельца относительного крупного регионального холдинга, системный администратор с заработной платой 15 тысяч рублей в месяц (то есть, 180 тысяч рублей в год), распоряжался бюджетом на закупку компьютерной и офисной техники, мебели для рабочих мест, для которых покупалась техника, лицензионного программного обеспечения, расходных материалов, а также контролировал попутные работы по прокладке внутренней компьютерной сети и так далее на общую сумму около 2-2,5 миллионов рублей в год, что в 2007 году составляло около100 тысяч долларов США. Как выяснилось позже, поскольку руководители холдинга были людьми «старой закалки» и в компьютерных «премудростях» не разбирались, то системный администратор фактически принимал все решения единолично и очередная бумажка, поданная им со словами «так надо», подписывалась практически без размышлений. Нетрудно догадаться, что, при разнице в доходе и объеме контролируемых средств почти в 15 раз, наш сисадмин недолго боролся с искушением. В конце концов, он был пойман на существенном завышении цен на некоторые виды компьютерной и офисной техники, и уволен, причем, без всякого шума и всего лишь «по собственному желанию». И все бы ничего, но на относительно «скромном» месте системного администратора он проработал более четырех лет и, по слухам, успел поменять квартиру, а также приобрести вполне неплохой автомобиль …

Другим, внешним, индикатором повышенной вероятности присутствия коррупционного фактора является ситуация, когда рынок поставщиков какой-либо услуги или товара для Вашей компании высококонкурентен, на нем присутствует большое количество фирм-посредников, а характеристики и виды предлагаемых товаров или услуг весьма разнообразны, что приводит к ситуации непрозрачного ценообразования на них. Простым примером для иллюстрации второго, внешнего, индикатора «откатоемкости» конкретного рынка поставляемых товаров или услуг служат, например, закупки мебели для офисных нужд: поставщиков большое количество, все они, как правило, оптовые посредники, стол за 3,5 тысячи рублей неискушенный руководитель не отличит от стола за 7 тысяч рублей, также как и офисное кресло за 3 тысячи рублей может внешне особо не отличаться от его аналога за 5 тысяч, присутствуют разнообразные акции и скидки от «прайсовых» цен в зависимости от объема закупаемой партии, о которых договариваются индивидуально (и которые могут выплачиваться «в карман» закупщику и по счету никак не проходить) и так далее. Как нетрудно посчитать, разница в отдельных, особо «запущенных» случаях, может легко достигать 50-100%!

Итак, проведем обзор наиболее распространенных видов бизнеса и сфер корпоративной деятельности, обладающих повышенной «откатоемкостью».

Закупки товара или комплектующих

Отдел закупок (снабжения) является традиционным пунктом повышенного внимания к вопросам, связанным с возможным коммерческим подкупом входящих в него сотрудников. Действительно, мало какой другой отдел компании может «похвастаться», что через него проходит чуть ли не весь объем товарно-материальных ценностей, формирующий входящую себестоимость товара. Причем размер компании или вид ее деятельности, фактически, не имеют никакого значения – будь то региональная строительно-монтажная организация или федеральная сеть ритейла. Если сотрудники отдела закупок (снабжения) или его руководитель принимают решения о заключении договоров поставки товаров или комплектующих самовольно, без четкой процедуры принятия решений, при отсутствии закупочных конкурсов (тендеров, торгов), не предоставляя руководству данных исследований относительно количества поставщиков аналогичного товара, цен на данный товар у различных поставщиков, условий поставки, уровня качества и т.д., то наличие коррупционного фактора в форме «отката» будет присутствовать с очень высокой степенью вероятности. Размер потерь бизнеса в данном случае будет иметь существенные колебания: если для региональной строительно-монтажной или производственной компании «дополнительное стимулирование» отдела закупок обойдется в 10-15% от объема закупленного товара или комплектующих, то для входа в федеральную сеть ритейла придется заплатить «входной билет» в размере от 100 тысяч долларов и более, а также платить от 2% до 5% в месяц от стоимости поставляемых товаров.

Для примера, в одной из компаний, которая является крупным региональным дистрибьютором бытовой техники, а также имеет небольшую собственную сеть магазинов, менеджер по закупкам, при официальной зарплате 35 тысяч рублей, получал ежемесячно в качестве откатов еще 50-100 тысяч рублей.

В некоторых особо «запущенных» случаях (крупные частные и особенно государственные предприятия в железнодорожной, энергетической отрасли, в сфере тяжелого машиностроения, ЖКХ, горно-металлургической промышленности и некоторых других) коррупционные доходы закупщиков (в цепочку которых часто входит и топ-менеджмент) превышают чистую прибыль предприятия!

Транспортные услуги

Довольно большое количество компаний использует для доставки своих товаров автотранспорт частных транспортных компаний, поскольку иметь автотранспорт в собственности далеко не всегда выгодно. Конкуренция на рынке грузоперевозок довольно велика, так как подержанный «Камаз» или «Маз», в зависимости от пробега и технического состояния, может стоить всего лишь от 150-200 тысяч рублей. Поэтому на рынке коммерческих грузоперевозок, особенно в сегменте стандартных большегрузных автомобилей (так называемая «еврофура» объемом 82 кубических метра), присутствует большое количество «частников», т.е. владельцев грузовых автомобилей – физических лиц, а также транспортных компаний-посредников, осуществляющих в основном диспетчерские функции и не имеющих собственного автотранспорта, либо имеющие его в незначительном количестве (в лучшем случае – до 5 автомобилей). Высокая конкуренция и наличие на рынке большого количества посредников формирует ситуацию, когда удержание клиента, особенно имеющего постоянный поток заказов на грузоперевозки, является жизненно важным для поставщиков транспортных услуг. А поскольку заказом транспортных услуг и выбором компании-подрядчика по их исполнению, как правило, занимаются сотрудники с относительно невысоким доходом (менеджеры по логистике, менеджеры транспортного отдела и даже менеджеры по продажам), то ситуации коммерческого подкупа в этой сфере деятельности нередки. «Ставки» откатно-премиальной системы за предоставление заказов на грузоперевозки составляют, как правило, 10-15% от объема предоставленных заказов.

Для понимания объема наносимого в данном случае ущерба приведу следующие цифры: транспортные расходы большинства оптовых компаний, пользующихся услугами сторонних перевозчиков, составляют порядка 5% от выручки. Следовательно, если в транспортных услугах, предоставляемых вашей компании, заложен «откат» в размере 10%, то это составит 0,5% от выручки. Полагаете, что это немного? Ошибаетесь: чистая прибыль большинства бизнесов моих клиентов (т.е., при прочих равных условиях, потенциальный личный доход собственников бизнеса) колеблется в районе 5-10% от выручки. Следовательно, объем средств, потерянных на «откатах» за транспортные услуги составляет от 5% до 10% от объема чистой прибыли компании за год.

Рекламная продукция и услуги

Рынок предоставления рекламных услуг и производства рекламной продукции также вполне благоприятствует развитию системы коммерческого подкупа: он высококонкурентен и на нем присутствует большое количество посредников, не имеющих собственной производственной базы (типографских машин, плоттеров для печати на баннерной ткани, оборудования для тампопечати, гравировки, резки поликарбонатного пластика для световых коробов и т.д.). Кроме того, потенциальный покупатель рекламных услуг и продукции может выбирать между большим количеством их видов и сочетаний, имеющих разную стоимость при приблизительно одинаковом результате. Это, с одной стороны, усиливает конкурентное давление игроков рекламного рынка друг на друга, побуждая их быть более «гибкими», в том числе и в вопросах приобретения и удержания выгодных клиентов всеми способами, а с другой – делает непрозрачной структуру выбора определенных видов рекламных услуги и продукции и их поставщиков.

В таком случае, выбор конкретных видов рекламы и рекламной продукции, а также их поставщиков ложится на плечи некоего специалиста – работника отдела маркетинга или отдела рекламы, который и должен, исходя из своих профессиональных познаний и опыта, сделать указанный выбор. А поскольку рекламные бюджеты организаций, как правило, во много раз превышают заработную плату лиц, принимающих решения по их распределению, то мы имеем полный набор факторов, необходимых для возникновения ситуации коммерческого подкупа.

Ставки «откатов» в данном случае начинаются от 10%. Верхняя планка определяется рентабельностью конкретных видов рекламной продукции и услуг, которые задействованы в коррупционной схеме. Например, для полиграфической продукции (каталоги, буклеты, листовки и т.д.) верхняя планка упирается примерно в 20%, а в случае с сувенирной продукцией (все, на что наносится логотип – блокноты, ежедневники, ручки, календари и т.д.) может доходить и до 30%. В среднем, можно считать, что не менее 10-15% рекламных бюджетов компаний часто уходит на откаты. Учитывая, что средние рекламные бюджеты небольших компаний составляют 1-5 миллионов рублей, а средних –5-15 миллионов рублей в год, то суммы получаются немаленькие.

Я привела выше всего лишь несколько наиболее распространенных примеров и сфер проявления такого явления как корпоративное взяточничество или «откаты».

Рекламная продукция и услуги Для выявления и ликвидации подобных «узких мест» в бизнесе существует специально разработанный комплекс мер – так называемый «откат»-аудит. Этот метод анализирует угрозы возникновения ситуации коммерческого подкупа в конкретной организации, относительно определенных ее сотрудников и контролируемых ими бюджетов, в зависимости от различных факторов, способствующих этому .

Итак, давайте еще раз выделим внутренние и внешние факторы, приводящие к таким корпоративным коррупционным проявлениям как «откаты».

К внутренним, корпоративным факторам можно отнести наличие сотрудника,(узкого специалиста или профильного руководителя) фактически единолично принимающего решения относительно расходования значительного объема финансовых средств, чей легальный доход в десятки и сотни раз меньше бюджета, которым он распоряжается.

К внешним, рыночным факторам «откатоемкости» относится наличие рынка потенциальных поставщиков товаров или услуг, который характеризуется высокой конкуренцией, наличием большого количества компаний-посредников, предлагающих широкую номенклатуру товаров или услуг, ценообразование на которые является непрозрачным для неспециалиста.

На стыке внутренних и внешних факторов образуется зона деятельности, вероятность «откатных» проявлений в которой является очень высокой. На основании проведенного анализа, в рамках «откат» - аудита, предлагается ряд процедур и бизнес-процессов, внедрение которых в работу компании позволит ликвидировать или существенно минимизировать риски финансовых потерь от фактических или потенциальных коррупционных проявлений .

Минимизировать потери бизнеса от «откатов» можно, если, например, принять в качестве руководства к действию следующие процедуры и бизнес-процессы:

  1. Вводить коллективные процедуры принятия решений по расходованию целевых бюджетов – например, проводить специальные совещания с руководством компании и сотрудниками профильных отделов, отвечающих за освоение соответствующих бюджетов. Смысл данной меры в том, чтобы исключить единоличное принятие решений конкретным сотрудником.
  2. Прежде чем принимать решение о расходовании средств на приобретение тех или иных комплектующих, товаров или услуг, требовать от руководства и сотрудников профильных отделов предоставления подробной информации обо всех доступных поставщиках перечисленных товаров и услуг, их ценах, условиях поставки и отзывах по качеству их продукта. Осуществлять частичную перепроверку полученной информации.
  3. Там, где это имеет смысл, ввести тендерную систему выбора поставщика соответствующих товаров, работ, услуг и комплектующих. Причем, в состав тендерной комиссии в качестве одной из главных фигур должен входить либо собственник компании, либо его доверенное лицо, чей доход достаточно высок, чтобы не рисковать им ради возможных сумм «откатов».
  4. Разделить функции по инициированию и принятию решений о расходовании финансовых средств; вести переговоры с поставщиками и инициировать расходование средств поручить рядовым сотрудникам, а принимать окончательные решения об их расходовании – поручить среднему или высшему менеджменту. В данном случае необходимо исключить участие в непосредственном переговорном процессе лиц, принимающих окончательное решение.
  5. Заранее бюджетировать расходы на закупки тех или иных комплектующих, товаров, услуг, работ и жестко контролировать соответствие фактических расходов плановым, причем не только по общей сумме расходов, но и по процентному соотношению данных расходов на единицу продаваемой/производимой продукции, один рубль получаемой выручки или другой аналогичный показатель.

Естественно, что указанный перечень мер является далеко не полным, а сами меры, чтобы быть действенными, должны применяться осознанно и со знанием дела, в зависимости от конкретной ситуации, вида бизнеса и так далее.

В любом случае, такой инструмент предупреждения финансовых потерь как «откат»-аудит, будет крайне полезен в любой компании, поскольку главное, что он в итоге дает собственнику бизнеса – это роскошь осознанного доверия к сотрудникам своей компании.

Другие статьи
Бизнес тенинги
Заказать звонок
Просто заполните форму, и мы свяжемся с Вами
Написать письмо
Просто заполните форму, и мы свяжемся с Вами
Бланк заявки
Просто заполните форму, и мы свяжемся с Вами
Оставить отзыв
Оставьте свой отзыв и мы разместим его после модерации
Заказать тренинг
Просто заполните форму, и мы свяжемся с Вами