Обратный звонок
+7 (929) 929 01 40 trener@annabocharova.ru
Отправить запрос
Управление внутренним перемещением (ротацией) в компании

Внутреннее перемещение (ротация) персонала – один из важных элементов управления развитием и карьерой персонала в современных компаниях.

Ротация позволяет HR службе выполнить несколько ключевых задач – увеличение производительности труда, снижение текучести персонала, командообразование, снижение издержек компании на подбор, обучение и удержание ключевых компетентов. Являясь частью программы развития персонала, ротация представляет собой эффективный механизм управления талантами в условиях возрастающей конкуренции за человеческие ресурсы.

Этап 1. Подготовка документального сопровождения процесса ротации

Шаг 1. Разрабатываем проекты локальных нормативных актов, регулирующих порядок проведения ротации в компании:

  • определение цели процесса ротации (например, подготовка кадрового резерва, обеспечение безопасности компании в случае увольнения ключевых сотрудников, повышение эффективности межличностных коммуникаций среди сотрудников, работа со стажерами, подготовка руководителя компании и т. д.);
  • составление перечня должностей, занимающих которые сотрудники будут участвовать в ротации (для регулярной ротации, затрагивающей большую часть сотрудников компании) или же ключевых сотрудников (при индивидуальной ротации, когда необходимо подготовить сотрудников для работы в конкретном направлении или же для единовременного проекта);
  • определение периодичности ротации, т. е. как часто сотрудники, участвующие в перемещении будут переходить на новый вид деятельности, периодичность зависит от целей ротации и участвующих должностей;
  • подготовка проекта «Положения о ротации персонала», локального нормативного документа, в котором подробно и пошагово описываем бизнес-процесс ротации: цели ротации, должности, на которых перемещаются сотрудники, периодичность ротации, внутренние документы, заполняемые при перемещении, организация адаптационного процесса при перемещении, содержание обучающих мероприятий для успешной деятельности перемещаемого сотрудника в новом качестве, принципы материального стимулирования при ротации как перемещаемого сотрудника, так и его куратора (наставника), показатели для оценки эффективности процесса, формы внутренней отчетности.

Шаг 2. Определение критериев и уровня материального стимулирования сотрудников при переходе на новый вид работы.

Важный вопрос, возникающий в этот момент в процессе, – меняется ли доход сотрудника при переходе на новый вид деятельности. С точки зрения экономики, в период вхождения в новую должность сотрудника вряд ли будет приносить максимальную отдачу, одновременно затрачивая ресурсы компании. Но мотивировать сотрудника на перемещение со снижением уровня дохода практически невозможно. Менеджерам по персоналу следует еще в программе ротации учесть этот фактор и продумать систему вознаграждения для участников процедуры ротации.

Например, в компании «Профит», предоставляющей услуги по дизайн-проекту жилых помещений, сотрудники, переходящие на новые должности, в первые три месяца получают базовый оклад и бонус (называемый в компании стипендией новичка), размер которого зависит от того, насколько успешно справляется сотрудник с планом адаптации. При успешном выполнении всех пунктов плана сотрудник не теряет в доходе по сравнению с работой на прошлой должности.

Ротация требует компетентного специалиста в отделе персонала, т. к. процессом перемещения необходимо управлять постоянно, с повышенным вниманием к процессам анализа, адаптации, документального сопровождения. Крайне важно разработать программу материального стимулирования и мотивации, которая одновременно позволяет работодателю не тратить больше в период вхождения в новую должность (в период наименьшей эффективности персонала), в то время как сотрудник не должен испытывать нужду в деньгах. Если не учесть этот фактор, то возможность ротации может быть расценена как наказание и персонал компании начнет сопротивляться процессу вплоть до саботажа.

Вопрос не меньшей важности – вознаграждение наставника, помогающего адаптироваться в новом виде деятельности.

Например, в компании «ДМ» наставник получает бонус в размере трех среднемесячных доходов при условии, что сотрудник на новой должности успешно прошел все этапы адаптации и работает с плановой эффективностью не менее одного года. Таким образом, компания мотивирует наставника на постоянную обратную связь со своим подопечным, которая не прекращается даже после окончания процесса вхождения в должность.

Не всегда вознаграждение определяется в денежном эквиваленте.

Так, у производителя полуфабрикатов «Векша» для осуществления наставничества выбирает тех сотрудников, которые обладают двумя характеристиками: успешны и компетентны по основному виду деятельности, очень общительны и стремятся к общественному признанию. Для таких сотрудников деньги - не основной компонент мотивации. Гораздо большее стимулирующее значение для них имеет факт того, что они могут делиться опытом и знаниями, их признают экспертами в коллективе и к ним обращаются за помощью в самых сложных ситуациях.

Шаг 3. Утверждение и внедрение локального нормативного акта «Положение о ротации персонала» в бизнес-процессы компании.

Этот шаг предполагает:

  • согласование текста и процедур «Положения о ротации персонала» с руководителями подразделений, юристом, руководителем службы персонала, финансовым директором и другими должностными лицами, участвующими в ротации, при необходимости – внесение корректив в проект документа, проведение рабочих встреч для обсуждения организации эффективного перемещения персонала;
  • подписание «Положения о ротации персонала» руководителем организации (либо лицом, имеющим право подписи таких документов на основании доверенности);
  • подготовку и подписание приказа о внедрении в действие локального нормативного акта;
  • ознакомление с приказом и «Положением о ротации персонала» всех заинтересованных сотрудников (непосредственно участвующих в процессе перемещения или же обслуживающих данную процедуру).

Этап 2. Составление плана ротации

В зависимости от того, ротация какого вида и периодичности выбрана и утверждена в компании, менеджер по персоналу составляет план-график перемещений, а также знакомит в установленном порядке с планом всех заинтересованных сотрудников.

Этап 3. Выстраивание процедур коммуникации с персоналом по вопросам ротации

Процедура построения коммуникаций по вопросам ротации обычно складывается из следующих мероприятий:

  • проведение рабочих встреч с сотрудниками с целью ознакомления с процедурой, ответов на вопросы персонала;
  • ознакомление сотрудников, участвующих в ротации с планом перемещений;
  • освещение результатов ротации в корпоративных СМИ, либо во время собраний и планерок.

Этап 4. Подготовка наставников

Шаг 1. Административная подготовка наставника.

Этот шаг сопровождается следующими действиями:

  • выбор наставника для новичка, рассматривается как инициатива самого кандидата в наставники, так и предложение стать наставником наиболее опытному и компетентному сотруднику;
  • составление совместно с наставником плана адаптации новичка в письменном виде;
  • определение с наставником критериев для оценки эффективности перемещаемого сотрудника в новом виде деятельности (если ранее это не было сделано в «Положении о ротации персонала»);
  • начало работы над освоением нового вида деятельности: подписание двумя сторонами (наставником и перемещенным сотрудником) плана адаптации, пошаговая работа над внедрением в работу в новом подразделении, при необходимости – корректировка плана адаптации;
  • контроль прохождения адаптации в точках контроля (например, еженедельные встречи по итогам проделанной работы, письменные отчеты по итогам месяца);
  • регулярное определение мотивации перемещенного сотрудника (интересно/не интересно, доволен/хочет вернуться на прежнее место работы, получается/не получается работать над другими задачами и т. д.), если сотрудника что-то не устраивает или он высказывает пожелание перейти на прежний вид деятельности, необходимо оперативно провести оценку достигнутого и проанализировать причины такого настроения (возможен вариант неэффективного наставничества или же сопротивления коллектива нового подразделения или несовпадение ожиданий от новой работы с фактическими ситуациями);
  • выход новичка на запланированный результат деятельности, либо анализ причин того, что не достигнуты планируемые результаты, при необходимости – принятие решения об обратной ротации или же признании процесса перемещения достигнувшем целей.

Шаг 2. Документационное сопровождение наставника.

Данный шаг предполагает фиксацию всех этапов адаптации в письменном виде, с ознакомлением самого перемещаемого сотрудника и его непосредственного руководителя, а также менеджера по персоналу, курирующего ротацию

Этап 5. Коммуникации в процессе ротации

Шаг 1. Выстраивание коммуникаций с новыми коллегами.

Регулярное обсуждение с сотрудниками хода перемещения, обязательное информирование об успехах и достижениях сотрудников на новых местах работы. Возможно размещение информации в интранете о том, что происходит в профессиональной деятельности участвующих в ротации сотрудников, их рассказы о трудностях и успехах, обязательно – о неожиданных открытиях.

При перемещении в бухгалтерию многие сотрудники с «удивлением узнают о том, как важно каждый документ получить вовремя и правильно оформленным и теперь понимают, почему сотрудники бухгалтерии всегда так строго просят исполнять сроки предоставления отчетов», в начале работы в производственном цехе «открывают для себя возможности и удивительные свойства компонентов для производства» и т.п.

Мотивационным действием обладают фотографии с рабочих мест, особенно демонстрирующие эмоции перемещенного сотрудника. Менеджеру по персоналу следует уточнить в плане адаптации, когда запланированы наиболее интересные моменты (например, первое посещение производственного цеха, или первый самостоятельный звонок клиенту) и в этот время присутствовать рядом с участниками процесса. Фотографировать можно на камеру мобильного телефона или с помощью фотоаппарата. Важно зафиксировать первый день на новом месте, чаще всего в это время перемещенный сотрудник запряжен и испытывает неуверенность по поводу принятого решения о переходе. Иногда можно пошутить, например, если сотрудник начинает трудиться в производственном подразделении, то в один из первых дней можно в момент работы с оборудованием включить сигнал неисправности. Момент растерянности новичка (многие люди думают, что они сломали что-то) фиксируется на фотографии. Конечно же, следует рассказать сотруднику, что это всего лишь шутка, таким образом снимается напряжение и уходит страх перед новым видом деятельности.

Шаг 2. Поддержка межличностных коммуникаций с прежними коллегами.

У сотрудников, участвующих в процессе ротации всегда должна быть возможность общения с бывшими коллегами по подразделению, менеджеру по персоналу нужно отслеживать продолжение межличностных коммуникаций всех участников перемещения (например, приглашают ли на дни рождения, помнят ли о каких-то важных датах, обращаются ли за советом, проводят ли вместе обеды и т. д.). Благодаря тому, что при ротации не обрываются установленные связи по прошлым должностям достигается одна из основных целей регулярного перемещения – улучшение коммуникаций, повышение их эффективности и командообразование внутри компании.

Этап 6. Анализ процесса ротации, заключение об итогах

Для того, чтобы оценить результативность ротации применяется несколько методов:

  • структурированное интервью с наставником, непосредственным руководителем перемещенного сотрудника и самим новичком. Важно еще учитывать, как меняется работа подразделения из которого был переведен сотрудник, иногда качество работы в прошлом подразделении снижается в отсутствие перемещенного сотрудника и необходимо принимать меры по выправлению ситуации;
  • наблюдение в процессе профессиональной деятельности;
  • данные оценки по методу «360 градусов»;
  • пожелания самого сотрудника о переходе в другое подразделение (смене вида деятельности);
  • тренинги;
  • деловые игры и корпоративные командообразующие мероприятия.

Этап 7. Составление плана ротации на следующий отчетный период

Учитываются результаты процесса, данные обратной связи от всех участников, общий результат по компании в ходе перемещений.

Все права защищены.
© 2010-2017 «Бизнес-тренер Анна Бочарова»
Бизнес-тренинги - Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Екатеринбург, Москва