Обратный звонок
+7 (929) 929 01 40 trener@annabocharova.ru
Отправить запрос

Обучение персонала: зачем учить, чему учить и кому доверить?

обучение персонала МоскваПравильный подбор персонала по профессиональной квалификации и личностным особенностям существенным образом снижает текучесть кадров. Но, как я писала ранее (см. статью Персонал: ошибки в ДНК или что решают «кадры»?), показатель текучести кадров в розничном бизнесе все равно довольно высок даже в самых «продвинутых» в плане HR-технологий компаниях. Поэтому крайне важным является вопрос получения розничной компанией максимального дохода с каждого нанятого сотрудника до того момента, когда он покинет компанию, то есть вопрос эффективности использования человеческого капитала.

Одним из основных инструментов повышения эффективности работы сотрудников розничного бизнеса является корпоративная система обучения персонала.

Когда я говорю «система обучения персонала», я имею ввиду не разовые тренинги продавцов от случая к случаю с разными бизнес-тренерами. Имеется ввиду именно систематическая работа по управлению знаниями в компании – так называемый менеджмент корпоративных знаний, knowledge management (см. статью «Организационное консультирование»).

Почему эта системность важна? И почему нужно рассматривать обучение персонала именно как систему управления внутренними профессиональными знаниями компании?

Представим кадровый процесс в розничной компании: продавцы периодически нанимаются и увольняются, они изначально приходят с разным уровнем подготовки по технике продаж, с разным профессиональным опытом, разным поведенческим стилем в работе с клиентом и так далее. Кроме того, периодически меняется ассортимент, в результате чего получается ситуация, при которой продавцы, работающие давно, знают часть ассортимента очень хорошо, а новую его часть – наравне с новичками, при этом последние старую и новую часть ассортимента знают одинаково слабо.

Следовательно, розничная компания (не зависимо от того, идет ли речь об одной торговой точке или о сети) нуждается в периодической процедуре выравнивания уровня продавцов по таким ключевым профессиональных навыкам, как техника продаж, техника переговоров, работа с возражениями, знание товара и его особенностей. А также в обмене профессиональным опытом между продавцами – т.е. в обучающих процедурах: корпоративных бизнес-тренингах и семинарах. Результатом таких периодических мероприятий является ситуация, когда в компании накапливается некоторое равномерно распределенное между всем продающим персоналом знание, которое, в случае обновления коллектива (т.е. ухода некоторой части продающего персонала), не только не теряется, но и обогащается за счет знаний и опыта вновь прибывших сотрудников.

Частота (периодичность) подобного рода обучающих мероприятий должна быть поставлена в прямую зависимость от скорости смены персонала, т.е. от той самой текучести кадров: чем выше текучесть, тем чаще обучение.

В зависимости от размера и оборотов компании, специалист по обучению может быть либо внутренним, штатным (для крупной компании), либо внештатным бизнес-тренером, что более рентабельно для мелких и средних компаний, а иногда и для крупной – в случае относительно низкой текучести кадров в ней.

Кроме того, внештатные бизнес-тренеры, как правило, имеют существенно больший опыт и квалификацию, чем штатные тренеры, поэтому их услуги, при условии взятия их в штат компании, будут обходиться существенно дороже, тогда как, работая за штатом, они, в некоторых случаях, могут обходиться компании даже дешевле тренера-штатника. Приведу простой пример: для города-миллионника заработная плата внутреннего бизнес-тренера составляет в среднем 30-40 тысяч рублей, при этом 2-дневный стандартный бизнес-тренинг по технике продаж и ассортименту также стоит примерно столько же. Тогда, если, в соответствии с уровнем текучести в Вашей компании, достаточно проводить подобное обучение персонала с периодичностью один раз в квартал, то работать с внештатным специалистом получается фактически в 3 раза выгоднее. По моему опыту, подобное соотношение работает для подавляющего большинства небольших и средних розничных компаний.

Еще одна существенная рекомендация из моего опыта: лучше всего работать с постоянным внештатным бизнес-тренером. Постоянный специалист со временем будет все лучше и лучше понимать Ваш бизнес и Ваши личные взгляды и пожелания относительно особенностей и уровня подготовки персонала, поскольку будет происходит естественный (а, например, в моем случае – намеренный и управляемый) процесс кастомизации (см. статью "Как я работаю" ), настройки его обучающей программы. Потому, что бизнес-тренер, который постоянно работает с Вашей розничной компанией, сам обучается в процессе этого взаимодействия, узнает, какие именно из множества техник и методик продаж лучше всего работают именно на Вашем товаре, какие именно возражения чаще всего приводят к отказу от покупки, если они не отработаны как следует продавцом и так далее – то есть повышается его специфическая квалификация и ценность именно для Вашей компании и товара.

Дополнительным плюсом является тот факт, что, в отличие от штатного специалиста, внештатный сотрудник не уволится от Вас по собственному желанию, если конечно Вы будете честно придерживаться условий заключенного с ним контракта, вряд ли уйдет в декретный отпуск за Ваш счет, при расставании с ним ему не нужно будет выплачивать никаких компенсаций.

А еще можно быть спокойным за коммерческую тайну компании: если частный внештатный бизнес-тренер или консультант станет источником утечки какой-либо информации, относящейся к коммерческой тайне Вашей компании, то это будет означать для него потерю репутации, а значит и своей частной практики, т.е. источника его дохода. Ведь независимо от размеров города, где он работает, предпринимательская прослойка относительно узка, и об это очень быстро станет известно всем его потенциальным клиентам.

Последней моей рекомендацией относительно системы управления знаниями (обучения) розничной компании является следующая: крайне желательно, чтобы Ваш бизнес-тренер либо участвовал в отборе кандидатов, либо оказывал Вам комплексные консалтинговые услуги по подбору и обучению персонала. Это связано, во-первых, с тем, что наилучшим методом отбора первично подобранных кандидатов на должность продавца является, по моему мнению, деловая игра (см. статью «Подбор персонала»), а для ее проведения нужен профессиональный бизнес-тренер. А во-вторых, бизнес-тренер, особенно тот, кто работает с Вашей компанией долгое время и чей уровень выше уровня просто бизнес-тренера, а скорее имеет уровень полноценного бизнес-консультанта, может на этапе приема на работу производить более точный отбор кандидатов, что в дальнейшем будет дополнительно снижать текучесть кадров и повышать финансовую отдачу на задействованный Вами человеческий капитал.

Обучение Вашего персонала в Москве

Непрерывно меняющийся мир заставляет руководство компаний, фирм и предприятий сталкиваться задачей обучения собственного персонала. Обучение персонала поможет решить массу задач. На семинарах, курсах, и тренингах Вы сможете получить профессиональные навыки и знания, как безошибочно и слаженно двигаться вперед, помня об возможных препятствиях и их преодолении.

Организация и процесс обучения персонала

Мониторинг в многочисленных отраслях человеческой жизнедеятельности, которые регулярно проводится специалистами, показывает, что всего за один год на предприятии могут произойти перемены, что заставят руководителя стать перед выбором:

  1. Не на шутку задуматься об обучении персонала.
  2. Либо как минимум на шаг отстать от конкурентов.

Это аксиома, но именно она порождает необходимость руководителя четко определять каким образом обучать свой персонал, где обучать, какие виды обучения использовать, чтобы этот процесс принес максимальную выгоду. Для этого используются две методики: на производстве и вне производства.

Виды и методика обучения на производстве. Эта методика используется в том случае, когда сотрудник неправильно выполняет свои обязанности и есть необходимость в исправлении данного положения вещей.

Методика учения Особенности и цели
1 Целенаправленное получение опыта Систематический план занятий сотрудника в рабочей зоне, где изложена цель учения.
2 Производственный инструктаж Общая подробная информация адаптация рабочего на рабочем месте, введение в определенную специальность и знакомство с условиями в рабочей зоне.
3 Ротация или смена места работы Приобретение знаний в связи со сменой места работы. За определенный временной промежуток должно организоваться новое представление о задачах производства с помощью специальных программ более опытных сотрудников нового поколения.
4 Внедрение персонала в качестве практиканта или ассистента Ознакомление, учение рабочего с возможными проблемами и качеством совсем иного порядка, принятия на себя доли ответственности.
5 Наставничество (шефство) Совместная работа наставника с обучающимся, где первый должен обеспечить обратную непрерывную и беспристрастную связь со своим подчиненным, периодически проверяя уровень выполнения поставленных задач.

Обучение персонала в Москве вне производства предназначены для получения совершенно новых теоретических знаний, умений вести себя в рабочей зоне в соответствии с требованиями производства.

Методика Особенности и цели
1 Лекции Инертный метод учения. Суть его заключается в изложении практического опыта, теории и методики.
2 Программированные курсы Современный, более активный метод в получении теории.
3 Семинары, экскурсии, конференции, дискуссии Функциональная методика учения. Соучастие в дискуссиях формирует логическое понимание и вырабатывает метод поведения в разных ситуациях.
4 Тренинг Повседневная учеба, где одна сторона инструктирует (объясняет) или тренирует (упражняет) другую касательно основ его работы путем усиленного обучения, презентации, практической работы для повышения производительности.
5 Самостоятельное обучение Простой тип учебы, для которой не нужно ни инструктора, ни специализированного помещения, ни установленного времени: ученик там, где ему удобно. Однако для этого необходимо сознание и стремление самого обучающегося получить новые знания
6 Деловые игры партнеров Обучение персонала тезисам ведения переговоров, повадкам и манере вести себя правильно во всевозможных ситуациях на производстве, где каждый обладатель роли обязан развивать иную точку зрения.

Регулярные тренинги собственного персонала – важный базовый статут и долговременный успех предприятия.

Тренинги по обучению персонала – где и для кого?

Занятия с персоналом представляет собой организованный процесс направленного овладения знаниями и навыками рабочего персонала. Эта работа осуществляется более опытными специалистами в данном профиле: экспертами или специализированными тренерами. Организация обучения может носить плановый характер или формальный, а также может быть инициирована самим рабочим.

В чем заключается сущность данного процесса? При благоприятных обстоятельствах обучение несет двойную функцию: использование работников и их мотивация. Значимость непрерывного обучения могут подтвердить следующие ключевые аспекты:

  • внедрение в производство инновационных технологий, товаров, техники или в качестве роста коммуникационных возможностей;
  • быстрые изменения в информатике или технологии производства, требующие оперативного реагирования;
  • для более эффективной отдачи работника – это выгоднее чем, привлекать нового.

Обучение и его разновидности:

  1. Подготовка. Организованное, комплексное обучение квалифицированного персонала для любой отрасли человеческой деятельности, которые владеют специальными знаниями, способностями, умением и методами в общении.
  2. Повышение квалификации. Учение персонала для усовершенствования имеющихся знаний, умений, опыта и методов общения, с учетом увеличения требований к своей профессии или переходом на новую должность.
  3. Переподготовка. Тренинг персонала для освоения абсолютно новых знаний, методов общения и мастерства в связи с поменявшимися требованиями и условиями к результатам работы или обучением новой профессии.

Предметом обучение и развитие персонала считаются:

  • умение – способность каждого отдельно взятого работника исполнять свои обязательства в своей рабочей зоне;
  • знание – получение теории, практики и методичный знаний, для непосредственного выполнения обязанностей, взятых на себя перед поступлением на работу;
  • навык – степень профессиональности: умение и знания, полученные от обучения, применять на практике;
  • поведение или способ общения – совокупность деяний и поступков работника в отношении общественной действительности, формирование характера поведения в соответствии с требованиями предприятия.

Наши тренинги по обучению и развитию персонала

Наш главный офис находится в Москве, но работаем мы и в таких крупных городах РФ, как Краснодар, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Екатеринбург. Здесь наш центр всегда готов предоставить и провести любые мероприятия по обучению персонала.

Руководители, которые решились на обучение персонала в Москве безусловно заслуживает уважения. Но самая высокая профессиональная оценка будет у того, то сможет обеспечить надлежащее их применение не на словах, а на деле.

Мы готовы предоставить гибкие системы сотрудничества и уверены, что сможет удовлетворить любые запросы клиента. Портфель нашего центра – это современные, популярные тренинги, которые наиболее востребованы в Москве, поскольку именно здесь сосредоточена львиная доля торговых представительств со всего мира, главные офисы коммерческих организаций. Ели у Вас появились вопросы, звоните, мы с радостью ответим на каждый из них.

Читать далее
Все права защищены.
© 2010-2017 «Бизнес-тренер Анна Бочарова»
Бизнес-тренинги - Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Екатеринбург, Москва